Наши возможности почти безграничны: проживать разные жизни, играть чужие роли, менять страны и эпохи. Настоящая магия… но что она нам дает?
МЫ ИСПЫТЫВАЕМ ЯРКИЕ ЭМОЦИИ
Это самое очевидное
объяснение: нет эмоций - нет и удовольствия от книги. Нам зачем-то нужны эти
дополнительные «искусственные» переживания. Как страстно мы любим, как мы
нежны, сильны, уверенны, сексуальны (или злобны, коварны, циничны, никчемны,
униженны) - вместе с героями книг. Открывая книгу, мы заранее соглашаемся
волноваться, страдать, бояться, стыдиться, тосковать, ненавидеть, чего вряд ли
пожелаем себе в реальности. Почему? «Благодаря чтению мы достигаем того накала
эмоций, который хотим получить, но не позволяем себе в реальной жизни, -
поясняет аналитик Анна Скавитина. - Мы
разрешаем себе их пережить, но сохраняем над ними контроль». Читая, можем
воплотить любую фантазию и знать, что за это «ничего не будет». «Здесь мы в
безопасном пространстве и можем позволить себе открыться гораздо больше, чем в
жизни, — продолжает Анна Скавитина, — а автор книги позволяет себе (в той или
иной степени) открыться нам». А значит, в этот момент мы ближе к себе
настоящим, мы чувствуем себя более живыми.
МЫ ПОНИМАЕМ СЕБЯ
Наша жизнь - поток эмоций. Мы
так захвачены ими, что нам часто не хватает дистанции для их осмысления. Когда
мы читаем, мы и участники, и наблюдатели: эмоционально включены в текст, но
сохраняем взгляд со стороны, отдавая себе отчет в том, что происходящее в
книге - вымышленная реальность. У нас есть возможность остановиться, вновь
вернуться к каким-то страницам, обдумать. «Чем сильней эмоциональное
воздействие образа, тем больше мы хотим его понять, - подчеркивает юнгианский
аналитик Лев Хегай. - И в жизни, и при чтении мы проецируем что-то свое на
других. Когда речь о книге, нам легче уловить эти проекции: оказывается, у меня
тоже есть такие чувства, такие мысли, проблемы. Чтение — это всегда встреча с
другим и с собой одновременно. Именно такие встречи - главное условие развития
нашей психики: чувств, памяти, мышления, внимания...» Порой нам кажется, что
чтение вызывает у нас совершенно новые чувства, которых мы в себе не знали.
«Это не так, - объясняет Анна Скавитина. - Просто, читая, мы более спонтанно
реагируем и можем больше в себе заметить и лучше осознать свои эмоции». Вопрос
в том, что происходит дальше. «Увидев новое и пересмотрев старое, мы
становимся другими, - продолжает аналитик. - Следующий шаг -
поэкспериментировать с новыми возможностями уже в жизни».
МЫ НАХОДИМ СОБЕСЕДНИКА
Многие из нас признаются, что
книга для них - возможность пообщаться с автором. Нас влечет масштабная
личность, интеллектуальная мощь, талант. Иногда возникает чувство, что
писатель нас «слышит» и «понимает», как никто. Выбор реальных собеседников
всегда ограничен местом и временем нашей жизни, но в случае с книгами он
безбрежен. «Здесь собеседника мы выбираем сами и автоматически отправляем его в
свои «френды», - говорит Анна Скавитина. - Для этого достаточно взять в руки
книгу. И как потом грустно бывает расстаться с ней, будто друг покинул тебя. Но
важно и то, что это расставание мы проигрываем символически». К этому другу
мы всегда можем вернуться, когда захотим. А для нас важно чувствовать, что мы
управляем своей жизнью. Именно поэтому книги необходимы подросткам,
подчеркивает Лев Хегай. «Их «Я» очень уязвимо, потому что еще очень мало опыта
взаимодействия с другими, с миром. И чтение может стать такой защитной нишей,
временным инкубатором, в котором это «Я» будет дозревать. Например, у
подростка мало друзей, потому что он не умеет устанавливать отношения, и он
добирает этот опыт в воображаемом пространстве книги, где нет проблемы
общения».
МЫ МЕНЯЕМСЯ К ЛУЧШЕМУ
Принято
думать, что, читая, мы учимся новому. Так ли это? «Шопенгауэр, например,
говорил, что читать значит думать чужой головой вместо собственной, - напоминает
Анна Скавитина. - Но если мы не читаем, то не пользуемся коллективным опытом человечества и каждый раз изобретаем велосипед». Все зависит от наших
читательских установок. Мысль Шопенгауэра
относится, скорее, к тем, кто механически потребляет идеи и ценности (пример из
наших дней - бесконечные перепосты
цитат из классиков в соцсетях) или пытается буквально копировать поведение книжных героев (это свойственно
подросткам). Наш стремительный век подталкивает
именно к такому поверхностному восприятию. «Многие наши современники утратили
навыки вдумчивого чтения, - говорит Лев Хегай. - Но одно лишь поглощение информации не даст истинного душевного обогащения».
Глубокое взаимодействие с книгой подобно
встрече с хорошим психологом. «Возникает безопасное пространство, в котором мы
можем свободно гневаться или выражать любовь, идентифицируя себя с кем-то из
персонажей, - и так появляется целительный эффект», - замечает Лев
Хегай. Недаром психологи иногда рекомендуют
клиентам книги, в которых те могут найти близкого себе героя и сходные коллизии. «Чтение дает возможность увидеть со
стороны свои чувства - непонятые, непрожитые, и назвать их словами, -
подчеркивает Анна Скавитина. - В результате приходят неожиданные решения,
открываются новые возможности, и жизнь меняется к лучшему».
Текст Галины Черменской
Комментариев нет:
Отправить комментарий