вторник, 17 февраля 2015 г.

Зачем мы читаем?

Наши возможности почти безграничны: проживать разные жизни, играть чужие роли, менять страны и эпохи. Настоящая магия… но что она нам дает? 


МЫ ИСПЫТЫВАЕМ ЯРКИЕ ЭМОЦИИ

       Это самое очевидное объяснение: нет эмоций - нет и удо­вольствия от книги. Нам зачем-то нужны эти дополни­тельные «искусственные» переживания. Как страстно мы любим, как мы нежны, сильны, уверенны, сексуаль­ны (или злобны, коварны, циничны, никчемны, унижен­ны) - вместе с героями книг. Открывая книгу, мы зара­нее соглашаемся волноваться, страдать, бояться, сты­диться, тосковать, ненавидеть, чего вряд ли пожелаем себе в реальности. Почему? «Благодаря чтению мы достигаем того накала эмоций, который хотим получить, но не позволяем себе в реальной жизни, - поясняет  аналитик Анна Скавитина. - Мы разрешаем себе их пережить, но сохраняем над ними контроль». Читая, можем воплотить любую фантазию и знать, что за это «ничего не будет». «Здесь мы в безопасном про­странстве и можем позволить себе открыться гораздо больше, чем в жизни, — продолжает Анна Скавитина, — а автор книги позволяет себе (в той или иной степени) открыться нам». А значит, в этот момент мы ближе к себе настоящим, мы чувствуем себя более живыми.

МЫ ПОНИМАЕМ СЕБЯ

       Наша жизнь - поток эмоций. Мы так захвачены ими, что нам часто не хватает ди­станции для их осмысления. Когда мы читаем, мы и участники, и наблюдатели: эмоционально включены в текст, но сохраняем взгляд со стороны, отдавая себе от­чет в том, что происходящее в книге - вымышленная реальность. У нас есть воз­можность остановиться, вновь вернуться к каким-то страницам, обдумать. «Чем сильней эмоциональное воздействие образа, тем больше мы хотим его понять, - подчеркивает юнгианский аналитик Лев Хегай. - И в жизни, и при чтении мы про­ецируем что-то свое на других. Когда речь о книге, нам легче уловить эти проекции: оказывается, у меня тоже есть такие чувства, такие мысли, проблемы. Чтение — это всегда встреча с другим и с собой одновременно. Именно такие встречи - главное условие развития нашей психики: чувств, памяти, мышления, внимания...» Порой нам кажется, что чтение вызывает у нас совершенно новые чувства, которых мы в себе не знали. «Это не так, - объясня­ет Анна Скавитина. - Просто, читая, мы более спонтанно реагируем и можем больше в себе заметить и лучше осознать свои эмоции». Вопрос в том, что проис­ходит дальше. «Увидев новое и пересмо­трев старое, мы становимся другими, - продолжает аналитик. - Следующий шаг - поэкспериментировать с новыми возможностями уже в жизни».

МЫ НАХОДИМ СОБЕСЕДНИКА

       Многие из нас признаются, что книга для них - возможность пооб­щаться с автором. Нас влечет масштабная личность, интеллектуаль­ная мощь, талант. Иногда возникает чувство, что писатель нас «слы­шит» и «понимает», как никто. Выбор реальных собеседников всег­да ограничен местом и временем нашей жизни, но в случае с книгами он безбрежен. «Здесь собеседника мы выбираем сами и автоматически отправляем его в свои «френды», - говорит Анна Скавитина. - Для этого достаточно взять в руки книгу. И как потом грустно бывает расстаться с ней, будто друг покинул тебя. Но важ­но и то, что это расставание мы проигрываем символически». К это­му другу мы всегда можем вернуться, когда захотим. А для нас важ­но чувствовать, что мы управляем своей жизнью. Именно поэтому книги необходимы подросткам, подчеркивает Лев Хегай. «Их «Я» очень уязвимо, потому что еще очень мало опыта взаимодействия с другими, с миром. И чтение может стать такой защитной нишей, временным инкубатором, в котором это «Я» будет дозревать. На­пример, у подростка мало друзей, потому что он не умеет устанав­ливать отношения, и он добирает этот опыт в воображаемом про­странстве книги, где нет проблемы общения».

МЫ МЕНЯЕМСЯ К ЛУЧШЕМУ

       Принято думать, что, читая, мы учимся новому. Так ли это? «Шопенгауэр, напри­мер, говорил, что читать значит думать чужой головой вместо собственной,  - напоминает Анна Скавитина. - Но если мы не читаем, то не пользуемся коллек­тивным опытом человечества и каждый раз изобретаем велосипед». Все зависит от наших читательских установок. Мысль Шопен­гауэра относится, скорее, к тем, кто механически потребляет идеи и ценности (пример из наших дней - бесконечные перепосты цитат из классиков в соцсетях) или пытается буквально копи­ровать поведение книжных героев (это свойственно подросткам). Наш стремительный век подталкивает именно к такому поверхностному восприятию. «Многие наши современники утратили навыки вдумчивого чтения, - говорит Лев Хегай. - Но одно лишь поглощение ин­формации не даст истинного душевного обогащения». Глубокое взаимодействие с книгой по­добно встрече с хорошим психологом. «Возникает безопасное пространство, в котором мы можем свободно гневаться или выражать любовь, идентифицируя себя с кем-то из персона­жей, - и так появляется целительный эффект», - замечает Лев Хегай. Недаром психологи иногда рекомендуют клиентам книги, в которых те могут найти близкого себе героя и сходные коллизии. «Чтение дает возможность увидеть со стороны свои чувства - непонятые, непро­житые, и назвать их словами, - подчеркивает Анна Скавитина. - В результате приходят не­ожиданные решения, открываются новые возможности, и жизнь меняется к лучшему».


Текст Галины Черменской

Комментариев нет:

Отправить комментарий