вторник, 27 мая 2014 г.

Конкуренты чтения!

Открыв последний номер "АиФ" (№21 от 21 мая 2014 года), остановилась вот на чем "Смартфоны против книг. У чтения стало слишком много конкурентов". Прочитав первый абзац, решила - этим надо поделиться. Зачитала коллегам: "62% граждан США даже не знают, что, по теории Дарвина, люди произошли от обезьяны, а 29% американцев не в состоянии найти на карте мира Тихий океан. Жители Великобритании почти не отстают от американцев: каждый четвёртый британский школьник или студент уверен, что Уинстон Черчилль, Махатма Ганди и Чарльз Диккенс - сказочные персонажи, а Шерлок Холмс и Робинзон Крузо - реальные исторические личности." Реакция была такая: "У нас-то это даже каждый двоечник знает". И я как-то успокоилась ведь действительно: те, кто учился по системе советского образования - знают, где Тихий океан, теорию Дарвина и могут отличить реальных личностей от сказочных персонажей. Но! Сколько прошло реформ в образовании и к счастью меня они не коснулись! Я вернулась в реальность - продолжила читать (общение с теми же школьниками и студентами избавляют от иллюзий).

Так вот! Перед тем, как я опять глянула в газету, успела возразить: " Не скажите!" И здесь подтверждение моему возражению: "- Действительно, уровень знаний наших школьников и студентов падает (не всех, но большинства), - говорит Дмитрий САНДАКОВ, кандидат биологических наук, доцент, редактор сайта obrazovanie.by.

- Я встречал студентов, которые совершенно серьёзно утверждали, что Индия находится в Европе. Поэтому шутки в стиле Задорнова по поводу американцев становятся актуальными и в отношении нас." 

И дальше в статье приводится статистика, которая говорит о том, что дети не стремятся к знаниям: "Ещё 30 лет назад школьники мечтали быть учителями, врачами, космонавтами, учёными. Сегодня же, по данным соцопроса, половина девочек страны хотят работать... звездой, а 31% мальчиков грезят о карьере бизнесмена. А зачем, мол, звёздам и бизнесменам Пушкин, Гоголь, Купала и Быков?"
И в конце статьи приводят цитаты из сочинений:
  • Первое издание зоозащитников Беларуси - «Песня пра зубра».
  • У Евхима были способности к нейролингвистическому программированию. Именно так он завоевал Ганну Чарнушку.
  • «Новую зямлю» Якуб Колас написал со своей женой Янкой Купалой.
  • Гервасий Выливаха - пример реинкарнации в белорусской литературе.
  • Лермонтов родился у бабушки в деревне, когда его родители жили в Петербурге.
  • Чацкий вышел через задний проход и подпёрнул дверь палкой.
  • Герасим налил Муме щей.
  • Первые успехи Пьера Безухова в любви были плохие - он сразу женился.
  • В 1968 году крестьянам выдали паспорта, и те начали путешест­вовать по стране.
  • По небу летели ласточки и громко каркали.
  • В клетке сидит мой пернатый друг - хомячок.
  • Корова - это большое животное с четырьмя ногами по углам.
У меня нет однозначного ответа на вопрос: это последствия чего? Дореформились?! Насладились техническими новинками?! Что это?!
Смех смехом.  
Но все-таки, эта проблема нашего времени. И ее надо решать! И что бы кто не говорил - без книг ее не решить.
По поводу пользы чтения и в защиту печатной книги говорили и писали не мало. В своей книге "Прощание с иллюзиями" Владимир Познер тоже коснулся этого вопроса. Так правильно и ненавязчиво:
     "...Когда я писал эту книжку, не было еще социальных сетей, в которых ныне молодежь проводит полжизни; по существу, не было и Интернета, никаких блогов, чатов и прочих прелестей, приведших к тому (и это проверено), что люди, в особенности молодые, перестали читать. "А как же электронные книги?" - возразят мне. Убедительных аргументов против них не приведу. Скажу только, что есть неуловимая разница между чтением электронной книжки и реальной, от страниц которой исходит слабый запах типографский краски, от прикосновения к бумаге которой рождается какое-то особое чувство близости... Книгу хочется подержать, погладить, понюхать, она будит наши тактильные чувства.
     Скажите , дорогой читатель, вам мама и папа читали на ночь книжки? Нет? Мне жаль вас. Никакое телевидение, никакой Интернет, никакие компьютерные игры не восполнят этого пробела. Знаете почему? Да потому, что они лишают вас воображения. Они не дадут вам возможности сочинить "своего" д`Артаньяна, Тома Сойера или Конька-Горбунка, они покажут их вам во всех деталях, раз и навсегда покончив с вашими придумками. В итоге они отучат вас не только читать, но и писать, они лишат вас ощущения красоты языка, представления о стиле и знаках препинания. Знаете, когда мне читали на ночь в последний раз? Когда я болел ангиной в восемнадцать лет, и папа читал мне "Тарас Бульбу". 









1 комментарий:

  1. В продолжение темы - о начитанности молодежи, но уже граждан Республики Беларусь. В газете "Літаратура і мастацтва" № 21 от 30 мая 2014г. опубликован очень интересный материал "Што напісаў Гамлет?". Всю публикацию я пересказывать не буду, а приведу цитату, в которая, на мой взгляд, раскрыта реальная ситуация с начитанностью молодежи:
    "— Пытаннем, ці чытаюць беларусы, я зацікавілася, калі набывала квіткі ў тэатр на «Гамлета», — распавядае Анас-тасія. — Якое было маё расчараванне, калі дзяўчына ў касе з упэўненасцю ска-зала, што Гамлет — гэта аўтар і напісаў ён
    «Рамэа і Джульету». Я была здзіўленая: няўжо некаторыя не ведаюць Шэкспіра?"
    Есть над чем подумать, не правда ли?

    ОтветитьУдалить