вторник, 4 марта 2014 г.

Читаем по программе или для души?

В январском номере газеты "Советская Белоруссия" развернулась дискуссия о том, почему молодежь не читает. Дискуссия эта была в рамках акции "Ночь в библиотеке" и проходила в формате ток-шоу "Чтение молодежи. Мифы и реальность" в отделе обслуживания Института журналистики и факультета философии и социальных наук Фундаментальной библиотеке БГУ.
Участниками были студенты Института журналистики, редакторы издательств, белорусские писатели, преподаватели факультета и библиотекари ВУЗовских библиотек.
Об этом мероприятии можно прочитать ЗДЕСЬ.
Все правильно - хорошая тема, хорошие вопросы и правильные ответы экспертов. 
Что же не так?


Меня как выпускницу факультета журналистики БГУ возмутило одно мнение студентки о праграмме по литературе: «Я студентка журфака, у меня три литературы. И получается, что за пять лет я для себя не прочитала ни одной книги. Потому что я была хорошей школьницей, стараюсь быть хорошей студенткой и прочитываю, что задают. Но правильно ли это, что я не могу выбирать, что мне читать?»

У меня в голове всплыла одна фраза преподавателя, которая не очень нравилась всем студентам)): "И это говорит студентка факультета журналистики!"
Ну как же так?! Я помню очень приятный момент: когда нам давали список литературы, которую надо прочитать по данному предмету - 20-30% уже были прочитаны мной. И я не понимаю какую литературу хотела бы прочитать эта студентка, которой нет в программном списке.
Кстати преподаватели понимают, что весь этот список прочитать не возможно. Поэтому на возмущения студентов отвечают так: "Читайте по диагонали! И работайте с критическим материалом!" Хорошие студенты так и делают. Вот почему один из преподавателей заметил: "...нам на кафедру пишут выпускники, окончившие университет несколько лет назад, и просят экзаменационные списки литературы, чтобы читать уже не на оценку".

Так и есть! Хорошую литературу хочется читать не в спешки и не для галочки... осознано.
И все-таки я хочу вернуться к вопросу студентки "Но правильно ли это, что я не могу выбирать, что мне читать?" Хочется понять, что же она хочет читать для себя... Если плохую литературу (безграмотную, слабую) - то это проблема... проблема образования... или ее личная... а дальше  как ком - студентка, которая читает обязательную программу по литературе через силу, без удовольствия,может понять те жизненые вопросы, которые поднимают достойные авторы?  Оставит ли след в ее сознании программная литература? И чему ее научит? Да и каким специалистом она станет?
Есть и еще один момент - если она хочет читать не художественную, а какую-то отраслевую, которая ни как не связана с ее профессией - там ли она учится?

Художественная литература воспитывает личность - это факт! Да и упоминания на этой встрече того факта, что первая десятка мультимиллиардеров не имеет высшего образования - ровным счетом ничего не значит. Нет высшего образования - не значит, что они не читают хорошую художественную литературу.
 Да! по этому вопросу как-то высказался писатель и журналист Дмитрий Быков: "Книги нужны не для того, чтобы зарабатывать деньги, а для того, чтобы сохранить душу. Можно ли жить без души? Многим она только мешает. Но пусть эти ребята потом не обижаются"   

Комментариев нет:

Отправить комментарий